?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читать с начала

Шестидесятые. Часть 3 — RCA

752. В июне 1963-го А.М. получила официальное предложение о работе в RCA1, подписанное деканом факультета общественных наук Кристофером Корнфордом (см. факт 751). А.М. с готовностью приняла неполную ставку преподавателя (1 рабочий день в неделю) с зарплатой £515 в год. (Она проработала на той ставке до 1967 года, когда взяла академический отпуск для путешествия в Австралию2).

Робин Дарвин753. Директором RCA в тот период был двоюродный брат Корнфорда Робин Дарвин, считавшийся отъявленным грубияном. А.М. писала о нем:

«Интересная личность. Минотавр или Ослиная Голова3? Немножко и тот, и другой. На самом деле, они, пожалуй, одно и то же».

Он казался ей симпатичным.

754. Директор RCA был правнуком Чарльза Дарвина и в 30-е годы преподавал изобразительное искусство в Итоне. Он считал, что художникам необходимы развлечения для ума и любознательность в рамках приличий. Подобные взгляды могли быть характерными для представителя джентльменского клуба в 18 веке, Р. Дарвин отчасти и был таковым.

RCA под его руководством был мелким учебным заведением и вместе с тем — независимым. В 60-х колледж насчитывал примерно 300 студентов, 30 из них обучались на (самом многочисленном) факультете живописи. RCA, поддерживающийся на средства государственной казны, не подчинялся ни местным властям (в отличие от обычных художественных школ), ни комитету по распределению стипендий (в отличие от университетов). RCA не подвергался инспекции со стороны Министерства Образования и не вводил обязательной учебной программы, установленной во всех остальных художественных колледжах.

RCA также выступал в роли аристократического клуба, предоставляющего синекуру друзьям и родственникам. Атмосфера общей комнаты для старшего преподавательского состава действительно напоминала элитарный клуб, где подавали отборные вина и закуски, джентльменам полагалось носить галстук.

«Экстраординарными Членами» клуба RCA были Э. М. Форстер, Джон Минтон и Фрэнсис Бэкон, с которым хотела познакомиться А.М..

Р. Дарвин всячески поощрял участие в жизни колледжа известных интеллектуалов: Исайя Берлин читал там лекции о К. Марксе, Джулиан Хаксли о Чарльзе Дарвине и Томасе Хаксли, Джордж Стайнер о Маркизе де Саде. RCA посещали такие знаменитости как Кеннет Кларк, Джон Бетжемен, Елизабет Фринк и бывший студент колледжа — художник Дэвид Хокни, который заметил, что Дарвин хотел бы превратить RCA в университет, а именно — в Кембридж.

В RCA отражались характерные перемены Лондонской жизни начала 60-х. Различия классового общества, его традиции и дисциплина едва начинали стираться. Смесь аристократического состава преподавателей и мятежной студенческой богемы явилась для колледжа новшеством. Известные ныне Осси Кларк и Зандра Роудс изучали там дизайн одежды. Опубликованные в 1999-м году студенческие дневники О. Кларка свидетельствуют о почти поголовном увлечении наркотиками и экспериментальным сексом. Студенческий бар часто посещали музыканты рок-групп Pink Floyd и Animals. Кристофер Корнфорд однажды был сильно напуган, когда студенты факультета кинематографии снимали The Who, громящих свои инструменты. Чарли Уоттс (барабанщик группы The Rolling Stones) и известный рок-музыкант Иэн Дьюри женились на студентках факультета живописи.

Были еще такие студенты, как Редж Гадней (позднее — преподаватель RCA), которых шокировало аморальное поведение сокурсников. Гадней впоследствии написал сценарий для телевизионной адаптации романа А.М. «Колокол», вышедшей в четырех частях на канале Би-Би-Си в 1982 году.

755 А.М. тоже была шокирована анархизмом и аморальными поступками студентов, нескончаемыми скандалами и стычками преподавателей, зачастую сопровождающимися рукоприкладством, и это, возможно, сыграло какую-то роль в ее решении уйти из колледжа в 1967-м. Но она испытывала смешанные чувства: атмосфера RCA вместе с ужасом вызывала у нее интерес и восторг. Ей также нравилось наблюдать за «чувственным, физическим и сексуальным миром художников и скульпторов» в непосредственной близости.

«Пожалуй, у меня слишком романтическое отношение к художникам, — писала А.М. в 1965 году, в дневнике. — Хотела бы я отразить собственные фантазии как художник».




1 Royal College of Art (Королевский Колледж Искусств)

2 £515= £ 9,138.78 в 1963 году или £7,926.57 в 1967-м.

3 Очевидно, А.М. имела в виду Ткача Ника Основу из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Предыдущий пост по биографии Айрис Мердок          Продолжение следует.

Факты заимствованы из биографии Айрис Мердок, написанной английским автором Питером Конради (Peter J. Conradi, Iris – A Life, HarperCollinsPublishers, Great Britain, 2001). Обработка Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2011-2014). Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки – приветствуется.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
fizdipyushka
Feb. 2nd, 2014 08:01 pm (UTC)
Ах, как экранизацию хочется хоть краем глаза
ilfasidoroff
Feb. 2nd, 2014 08:04 pm (UTC)
И мне, но я пока нигде не могу ее найти. (
yason
May. 5th, 2014 10:23 pm (UTC)
Это самая парадоксальная книга из всех,которую мне довелось прочитать! Это книга-смятение,книга-затмение,книга -помутнение...Это не просто пафосные метафоры-НЕТ! Именно эти три состояния безжалостно разъедали мой мозг и чувства на протяжении всего,что я прочитал.
ilfasidoroff
May. 6th, 2014 08:12 am (UTC)
Вот это да! Прямо из слова в слово, как у автора одной из очень оригинальных рецензий на "Отрубленную голову", что я однажды прочла на лайвлибе (http://www.livelib.ru/review/302172)

yason
May. 6th, 2014 10:40 pm (UTC)
Да, да, именно! Потому что полностью согласен с данным мнением.
Или может я не имел права отписываться, строками этой рецензии?
( 5 comments — Leave a comment )